Диагностика и ремонт турбокомпрессора

Турбокомпрессоры используются с 1930-х годов. Ими чаще оснащаются крупнотоннажные автомобили, а не легковые машины и грузовички. Для современных грузовиков это существенная деталь, поскольку турбокомпрессор увеличивает мощность и эффективность двигателя, нагнетая дополнительные объемы воздуха в камеру сгорания. Это дает больше производительности, чем в двигателях с обычным наддувом, так как реакция сгорания зависит от количества доступного кислорода. Нагнетая больше воздуха, можно получить большую реакцию – лучшего способа сделать это еще не придумали.

Сколько стоит отремонтировать сломанный турбокомпрессор

Поскольку турбокомпрессор является одной из основных деталей двигателя, его ремонт или замена обойдется недешево. Для ремонта или покупки турбокомпрессора на современный дизельный грузовик придется выложить несколько десятков тысяч рублей. Учитывая такую затратность, стоит рассмотреть наиболее часто встречающиеся неисправности турбокомпрессоров и способы предупреждения серьезных поломок.

Неисправности турбокомпрессора

Турбокомпрессоры редко дают сбой из-за производственного брака (менее 1% случаев). Это очень надежная часть оборудования, но существуют причины для их неисправности, что может ощутимо сказаться на бюджете. В большинстве случаев сбой в работе турбокомпрессора происходит по следующим причинам:

•    нехватка масла;
•    загрязнение масла;
•    повреждение посторонним предметом.

При замене турбокомпрессора автомеханик может попросить указать причину неисправности. Ее следует обнаружить, чтобы избежать проблем с новым агрегатом.

«Повреждение посторонним предметом» предполагает ответ вроде «на мою машину упало дерево». В этом случае лучше рассказать правду, ни о чем не умалчивая.

Однако две другие проблемы, связанные с маслом, вполне можно предотвратить. Далее рассмотрено, из-за чего они возникают, а также то, как зависит работа турбокомпрессора от состояния масла.

Во-первых, следует разобраться, каким образом турбокомпрессор выполняет свои функции.

В нормальном состоянии турбина устройства вращается на больших оборотах (в некоторых агрегатах – свыше 100000 об/мин). При таких скоростях подшипники бесполезны – они просто не выдержали бы нагрузки. Поэтому в турбокомпрессоре используется бронзовая или латунная втулка, на которую постоянно подается масло. 

Устройство также состоит из роторного вала, на одном конце которого находится крыльчатка, приводимая в движение выхлопными газами, а на другом – компрессорное колесо, дополняющее воздухозаборную систему. Компрессорное колесо окружено масляной пленкой, что существенно для его рабочего процесса.

Проблемы с маслом приводят к повреждению турбокомпрессора

Нормальное состояние масла крайне важно для правильной работы турбокомпрессора. Требование к устройству так высоко, что любые проблемы со смазкой означают повреждение агрегата. Если роторный вал или втулка начнут стираться, сам вал станет шататься. Это приведет к тому, что масло будет протекать из-под прокладок с обоих концов. 

Также при утечке масло может попасть во впускной или выпускной коллектор, где вы заметите проблемы со смазкой. В обоих случаях это отсроченный «смертный приговор» для турбокомпрессора.

Как же могут возникнуть такие неполадки, если система турбонаддува разработана таким образом, чтобы этого не случалось? Такое происходит, когда появляется неожиданный фактор износа для основных деталей механизма. От долгого использования масло засоряется, и на втулке появляются царапины и потертости. Это неизбежно ведет к критическому износу и сбоям в работе.

Более серьезный вопрос – что происходит в кратковременные моменты недостачи смазки. Турбокомпрессор при 180000 об/мин получает катастрофические повреждения даже от кратковременного падения давления масла. Через мгновение происходит перегрев и выход из строя основных деталей.

Наихудшая вещь, которую можно сделать для турбокомпрессора, – прибавить обороты двигателя перед тем, как заглушить его.

Знаете ли вы, что самым худшим образом может отразиться на турбокомпрессоре? Что вы должны сделать, если зададитесь целью угробить турбокомпрессор как можно быстрее? Может, оставить его работать после того, как вы заглушили мотор, или прибавить обороты, а затем остановить двигатель? У водителей грузовиков есть такие привычки, и для турбины это ужасно.

В обоих случаях, когда вы останавливаете мотор, турбокомпрессор продолжает работать, но давление масла пропадает. При этом металлические детали неизбежно будут стираться.

Как продлить жизнь турбокомпрессору

Лучше всего давать двигателю несколько минут поработать вхолостую, прежде чем заглушить его окончательно. Это позволит турбокомпрессору замедлиться, перед тем как прекратится подача масла с остановкой двигателя.

Кроме того, можно поменять масло – это является эффективной мерой, способствующей максимальному продлению срока службы турбокомпрессора, так как предупреждает те опасные явления, которые его сокращают.

Заказать звонок

Адрес "РемГрузАвто" г.Рязань Окружная дорога 197км